Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОКВСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ
46, С. 362-366 опубликовано: 19 ноября 2021г.


МОКВСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ

Оклад Моквского Четвероевангелия. XVIII–XIX вв.
Оклад Моквского Четвероевангелия. XVIII–XIX вв.

Оклад Моквского Четвероевангелия. XVIII–XIX вв.
[Груз. მოჟვის ოთხთავი] (НЦРГ. Q 902, 1300 г.), обильно иллюминированная груз. рукописная книга, выполненная по заказу Моквского архиеп. Даниила каллиграфом Ефремом. Предположение, впервые высказанное Н. П. Кондаковым о том, что Ефрем был также и художником М. Ч., находит подтверждение при кодикологическом и художественном изучении рукописи. Анализ М. Ч. также показал, что в иллюминировании принимали участие еще 2 художника в связи с большим объемом работы. Очевидно, они работали в одной с Ефремом мастерской и принадлежали к одному коллективу. Помощники приступили к работе после того, как Ефрем переписал текст, очертил рамки для буд. миниатюр и оформил прориси сюжетов.

Евангелист Марк и ап. Петр. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия (НЦРГ. Q 902. Л. 105 об.)
Евангелист Марк и ап. Петр. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия (НЦРГ. Q 902. Л. 105 об.)

Евангелист Марк и ап. Петр. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия (НЦРГ. Q 902. Л. 105 об.)
М. Ч. принадлежит к сравнительно малочисленной группе Четвероевангелий, в к-рых иллюстрирован весь текст. Программа иллюминирования с использованием редких иконографических редакций не находит прямых аналогов ни в греч., ни в груз. рукописях XII-XIV вв. как в выборе сюжетов для миниатюр, так и в распределении их в тексте.

Евангелист Иоанн и св. Прохор. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия (НЦРГ. Q 902. Л. 254 об.)
Евангелист Иоанн и св. Прохор. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия (НЦРГ. Q 902. Л. 254 об.)

Евангелист Иоанн и св. Прохор. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия (НЦРГ. Q 902. Л. 254 об.)
М. Ч.- сравнительно большой по размерам пергаменный кодекс (30×23,5 см, 329 л., есть утраты неск. листов), текст написан в 2 столбца коричневыми чернилами крупным нусхури (частично поврежден). Художественный облик рукописи составляют изысканная каллиграфия, 9 выходных миниатюр на отдельных листах, 151 сюжетная миниатюра в тексте, орнаментальные украшения 10 листов (таблицы канонов Евсевия, еп. Кесарии Палестинской, 4 заставки в начале каждого Евангелия), многочисленные заглавные буквы и инициалы (всего 531). Миниатюры выполнены на сусальном золоте, сильно повреждены, золото и красочный слой осыпаются. Пергамен отличной выделки, средней толщины, цвета слоновой кости, гладкий. Мастерство художника проявилось в понимании существенной роли оживляющих письмо украшений. Это и использование киновари и золота, и примечательные инициалы, и включенные в текст маленькие крестики и т. д. Заглавные буквы, инициалы, заставки и миниатюры тесно связаны друг с другом и композиционно согласованы с блоком текста.

Избиение младенцев. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия (НЦРГ. Q 902. Л. 17)
Избиение младенцев. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия (НЦРГ. Q 902. Л. 17)

Избиение младенцев. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия (НЦРГ. Q 902. Л. 17)
Каллиграф Ефрем, работавший в т. н. греч. манере, видимо, прошел подготовку в одном из скрипториев К-поля (возможно, в груз. колонии при мон-ре Хора (Кахрие-джами)). Он использовал к-польские оригиналы X-XI вв. и при этом не копировал в точности образец, а изменял композицию путем перестановки фигур, по-новому трактовал архитектурные и пейзажные фоны, живописно моделируя формы. В каждой миниатюре мастер проявляет индивидуальный подход к художественной задаче. По композиции, рисунку, движению, ритму, динамике и колориту М. Ч. принадлежит к палеологовской эстетике. Художественные установки, выявленные в его оформлении, в более развитом виде стали характерной особенностью иллюминирования XIV в., оформление М. Ч. укоренило в груз. миниатюрной живописи новые стилистические черты. Художественная программа М. Ч., основанная на греч. оригиналах, является важным источником для изучения визант. наследия.

В 2010 г. при поддержке ЮНЕСКО и с участием экспертов-реставраторов А. Патаки-Хундт (Штутгарт, Германия), М. Лидке (Карлсруэ, Германия) и А. Джованнини (Швейцария) была проведена диагностика М. Ч. В 2013 г. Патаки-Хундт и сотрудник лаборатории Национального центра рукописей Грузии Т. Двалишвили осуществили консервацию поврежденных мест миниатюр и остановили осыпание живописного слоя.

Цикл миниатюр

Цикл миниатюр М. Ч. открывается сводными цифровыми таблицами канонов еп. Кесарии Палестинской Евсевия: 10-строчные изящной формы каноны распределены на 5 листах, их размещение соответствует принципу, принятому с рубежа X и XI вв. в визант. искусстве и груз. художественной школе. В 1-м каноне отсутствует начертание арки, т. к. поле антаблемента заполнено цветочно-лиственными мотивами и изображениями птиц (куропаток, фазанов, цапель) наподобие вост. ковра. Этот декор находит аналоги в образцах визант. и груз. рукописей XI-XIII вв., но в М. Ч. несколько утрачено восприятие монументальности, пропорции более удлинены и изящны, усилена декоративность, наблюдается стремление передать светлое, парадное настроение оформления. Состав миниатюр в основном соответствует традиц. циклу оформления Евангелия, сформировавшегося к XI в. Однако в М. Ч. использованы как определенный набор выходных миниатюр, расположенных на отдельных листах, так и обрамленные рамками и включенные в текст сюжетные миниатюры, соответствующие содержанию.

Выходные миниатюры

Обрезание Господне. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия (НЦРГ. Q 902. Л. 168 об.)
Обрезание Господне. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия (НЦРГ. Q 902. Л. 168 об.)

Обрезание Господне. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия (НЦРГ. Q 902. Л. 168 об.)
Выходные миниатюры («Деисус». Л. 8 (утрачена); «Матфей». Л. 12 об.; «Генеалогия Христа». Л. 14; «Евангелист Марк и перед ним благословляющий ап. Петр». Л. 105 об.; «Евангелист Лука перед Пресв. Богородицей». Л. 161 об.; «Евангелист Иоанн, диктующий св. Прохору». Л. 254 об.; «Сошествие Св. Духа» и «Успение Пресв. Богородицы». Л. 327; «Пресв. Богородица с Младенцем и коленопреклоненный заказчик рукописи архиеп. Моквский Даниил». Л. 328) задуманы как независимые композиции. Они вписаны в более богато оформленные рамки, чем сюжетные миниатюры, в них доминирует золотой фон. Оригинальным строением иконографических схем, необычными связями со старыми оригиналами, особенностями композиционной трактовки выходные миниатюры определяют уникальный характер М. Ч.

Тайная вечеря. Миниатюры из Моквского Четвероевангелия. 1300 г. (НЦРГ. Q 902. Л. 89 об. (слева), 301 об. (справа))
Тайная вечеря. Миниатюры из Моквского Четвероевангелия. 1300 г. (НЦРГ. Q 902. Л. 89 об. (слева), 301 об. (справа))

Тайная вечеря. Миниатюры из Моквского Четвероевангелия. 1300 г. (НЦРГ. Q 902. Л. 89 об. (слева), 301 об. (справа))
Расположение на титульном листе Деисуса - особенность грузинских рукописных книг. Возможно, эта композиция в М. Ч. соответствовала аналогичным в др. груз. Четвероевангелиях XII в. (Гелатском - НЦРГ. Q 908, 2-м Джручском - НЦРГ. H 1667) и была представлена кратким иконографическим изводом, состоящим из 3 ростовых фигур. Композиционно связанные парные изображения евангелистов и апостолов встречаются исключительно редко, в основе их изображения лежит отработанная иконографическая традиция, берущая начало в лит. традиции II в. В греч. рукописях ап. Петр сопутствует евангелисту Марку, а ап. Павел - евангелисту Луке. При изображении евангелиста Луки, который предстоит Пресв. Богородице, мастер выбирает композицию, дающую возможность выделить символический образ Богородицы Параклисисы (Утешительницы), символ неисчерпаемого источника Откровения, символ Заступницы. По своей иконографической схеме и характеру пространственного решения этот сюжет не находит себе аналогов в совр. ему грузинских и греческих рукописях. Композиция «Генеалогия Христа» состоит из 42 полуфигурных изображений; имеет парадный характер, что обусловлено стремлением мастера открыть ею не только Евангелие от Матфея, но и Четвероевангелие в целом. Композиция «Успение Пресв. Богородицы», не имеющая аналогов в груз. рукописях, следует греч. традиции. Ее включение в программу оформления М. Ч. обусловлено посвящением церкви монастыря Мокви Успению Пресв. Богородицы. Ростовые изображения Божией Матери с Младенцем на руках и ктитора, нехарактерные для груз. рукописи, являются вместе с тем логическим завершением цикла выходных миниатюр М. Ч. Выбор сюжетов на выходных миниатюрах, осуществленный заказчиком и художником, отразил основную волновавшую их идею - защиту Пресв. Богородицей страны, доставшейся Ей в удел. По мастерству исполнения выходные миниатюры не уступают лучшим образцам к-польской художественной школы; характерными признаками являются динамичность фигур, выразительность поз, живописность драпировок. Каждая воспроизводит сюжеты X-XI вв., однако мастер наполнил их новым идейным содержанием.

Сюжетные миниатюры

Несение Креста. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия (НЦРГ. Q 902. Л. 89)
Несение Креста. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия (НЦРГ. Q 902. Л. 89)

Несение Креста. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия (НЦРГ. Q 902. Л. 89)
Сюжетные миниатюры (всего 151) неравномерно распределены по тексту. Так, Евангелие от Матфея иллюстрируется 95 миниатюрами, которые посвящены основным эпизодам жизни Христа. В остальных (в Евангелии от Марка - 6, от Луки - 27, от Иоанна - 23) иллюстрируются те события, к-рых нет в Евангелии от Матфея. В тех редких случаях, когда сцены повторяются, они даны в др. иконографическом изводе. Неск. композиций (напр., «Обрезание Господне». Л. 168 об.) из всех грузинских и греческих рукописей XIII в. встречаются только в М. Ч. Мастер редко обращается к т. н. способу последовательного рассказа, когда на одной миниатюре одно и то же лицо повторяется дважды или объединяются сцены - один сюжет иллюстрирует одна миниатюра. Но есть неск. случаев подробного рассказа: напр., эпизод 3-кратного моления Христа в Гефсиманском саду (Л. 49 об.- 50) представлен 6 миниатюрами, в к-рых особое внимание уделено взаимоотношениям Христа и апостолов. Сюжетные миниатюры даны по окончании выбранного для иллюстрирования текста, поэтому в левый нижний угол миниатюры врезаны заглавная буква или инициал большого размера, к-рые начинают новый эпизод. В большей степени иллюстрированы эпизоды из жизни, чудеса и страдания Христа, меньшее внимание уделено притчам и проповедям.

Иконография миниатюр

Несмотря на то что истоки отдельных иконографических схем лежат в искусстве христ. Востока, в совокупности они основаны на визант. прототипах. Также в миниатюрах проявились и восточнохрист. традиции (включение в программу композиции «Обрезание», таких деталей, как босоногие апостолы, белые капюшоны на головах иудеев, перекрещенные ноги и др.). Сцены носят и черты древней иконографии (апостолы не имеют нимбов, молодые всегда стоят за стариками, Христос часто изображен босоногим). Динамичные фигуры, экспрессивные лица, многофигурные сцены и др. детали наполняют старые иконографические схемы новым содержанием. По шаблону строится определенное число композиций; вместе с тем использованы и такие изводы, к-рые не встречаются в др. груз. рукописях и редки также и для визант. рукописей того времени. Напр., композиция «Избиение младенцев» (Л. 17) сложна и многофигурна: матери стараются скрыть младенцев от солдат, в расщелине скалы изображены фигуры женщины и младенца - деталь, отсутствующая в Евангелии, но основанная на предании о том, что св. Иоанн Предтеча и его мать прав. Елисавета во время избиения младенцев укрывались в пещере. Сюжет «Обрезание» (Л. 168 об.) редко встречается в греч. рукописях XIII-XIV вв., в груз. рукописях вообще отсутствует. В сцене «Крещение народа св. Иоанном Предтечей» (Л. 18) представлен юноша в белой одежде со свечой в руках (деталь, встречающаяся также в ркп. Paris gr. 64, XII в.; в ней усматривают пример литургического влияния на вост. искусство). В сцене «Преображение Господне» (Л. 59 об.) прор. Моисей представлен со скрижалями заповедей в руках, что аллегорически отсылает к Пресв. Богородице - «Одушевленной Скрижали». В композиции «Несение Креста» (Л. 98) сохранена визант. редакция, основанная на каппадокийских традициях, к-рая в деталях следует апокрифу: Христос изображен в коловиуме и со связанными впереди руками; его сопровождают 2 группы - иудеи и иерусалимские женщины. Сцена «Христос в доме Лазаря» (Л. 202 об.) лаконична: сидящий на низком стуле Христос беседует с Марией (сидит напротив) и Марфой (стоит вполоборота), присутствуют бытовые детали (стол со снедью). В композиции «Тайная вечеря» в Евангелии от Иоанна (Л. 301 об.) изображены 11 апостолов (находит параллели в мозаике ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, во фресках ц. Балык-килисе в Каппадокии, в миниатюрах Paris gr. 115 и Матенадаран. 316). На обеих миниатюрах, изображающих «Тайную вечерю» (Л. 89 об., 301 об.), Христос сидит не слева, а справа, что указывает на влияние восточнохрист. образца.

Сюжеты объединены в самостоятельные законченные циклы. В сценах цикла «Жизнь Христа» отмечается особое внимание к образу Богоматери. Явлению Христа посвящено до 15 миниатюр. В М. Ч. отсутствует миниатюра со сценой «Сошествие во ад» (в эпоху Палеологов эта сцена осмысливалась как сцена «Воскресение Христа»). Особую художественную и смысловую нагрузку оформлению М. Ч. придает широко представленный цикл чудес и исцелений (32 миниатюры), интерес к к-рым проявился в оформлении груз. рукописной книги еще в X в. (1-е Джручское Четвероевангелие). Каждая сцена подана как преобразование мира, потрясающее присутствующих; во всех сценах правая рука Христа, направленная к исцеляемому или воскрешаемому, показана как чудотворящая носительница Божественной силы. Цикл проповедей и притч относительно немногочисленный, его особенностью является лаконичная трактовка сцен, без изображения деталей, указывающих на их символическое значение. Циклу жизни св. Иоанна Предтечи отводится 10 миниатюр (в Гелатском и 2-м Джручском Четвероевангелиях миниатюр больше).

Сюжеты, обрамленные простыми графичными красными или голубыми рамками, свободно развернуты на представленной плоскости. Редко, не привлекая внимания, наступают на рамку ступни ног, переходят за нее части развевающихся одеяний и др. детали; либо элементы, наоборот, иногда срезаются рамкой и их законченный вид можно представить за ее пределами, при этом создается иллюзия неразрывности линии обрамления миниатюры. В то же время мастер размещает часть фигуры в глубине, за рамкой. Композиции лаконичны, все внимание перенесено на главных действующих лиц, второстепенные детали сведены до минимума, часто представлены в виде символов. Большинство сцен многофигурны, но не перегружены; каждая фигура, находясь в свободном пространстве, хорошо видна и узнаваема. При показе групп людей, когда передние фигуры перекрывают находящихся позади, чувствуется характерный для того времени интерес к пространственности; в позах и в выражениях лиц переданы психологические характеристики персонажей. Принцип асимметрии продиктован желанием более наглядно представить сцену, яснее передать содержание текста, сообразно развернув сцену в пространстве, и др. Архитектурный и пейзажный фон носит необычный для эпохи характер, выраженный в стремлении показать глубину пространства.

Оформление буквиц

Инициал a (а) в виде кита. Моквское Четвероевангелие (НЦРГ. Q 902. Л. 269 об.)
Инициал a (а) в виде кита. Моквское Четвероевангелие (НЦРГ. Q 902. Л. 269 об.)

Инициал a (а) в виде кита. Моквское Четвероевангелие (НЦРГ. Q 902. Л. 269 об.)
Инициал d (д), составленный из фазанов и павлинов. Моквское Четвероевангелие (НЦРГ. Q 902. Л. 90 об., 35 об., 74 об.)
Инициал d (д), составленный из фазанов и павлинов. Моквское Четвероевангелие (НЦРГ. Q 902. Л. 90 об., 35 об., 74 об.)

Инициал d (д), составленный из фазанов и павлинов. Моквское Четвероевангелие (НЦРГ. Q 902. Л. 90 об., 35 об., 74 об.)
В кодексе использованы 3 известных вида оформленных букв: заглавные, написанные киноварью и не имеющие особых украшений; инициалы, значительно большего размера, расписаны золотом и красками, зачастую украшены усиками и листьями или геометрическим орнаментом; инициалы больших размеров, состоящие из изображений птиц и животных, также расписаны золотом и красками. Особенно красиво и оригинально выполнены большие и сложные инициалы, высотой иногда в 12 строк. Ведущее место в них занимают цветочно-растительные мотивы с характерными бутонами и узлами, меняющими размеры букв в ширину. Художник создал собственную, не встречающуюся в др. рукописях композицию букв, оформив почти все знаки груз. уставного письма асомтаврули. Особо Ефрем выделяет букву d (д), в т. н. брюшко к-рой иногда вписывает букву a (а); создает варианты ее написания то киноварью, то пышным растительным орнаментом; чаще это инициалы в виде 2 птиц, чьи переплетенные шеи образуют горизонтальную линию, а изгибы тел - овальную форму буквы. Инициал d со вписанным в окружность человеческим лицом (Л. 105) встречается и в др. рукописях раннего времени, напр. в Кальском Лекционарии (X в.), в Урбнисском (XI в.) и во 2-м Джручском (XII в.) Четвероевангелиях.

Большого художественного эффекта Ефрем достигает при исполнении зооморфных инициалов, состоящих из фигур птиц (лебедей, фазанов, павлинов), зверей, фантастических животных, рыб. В инициалах никогда не повторяются движения животных, расцветка, способ связывания их. Наиболее примечателен инициал d , составленный из павлинов. Частое повторение изображения павлинов в инициалах М. Ч. (листы 35 об., 74 об., 99 об. и др.) можно понять как независимую тему, соответствующую символу воскресения Христа. Художественно выразителен инициал a (Л. 269 об.), изображающий кита с человеческой стопой во рту (расположен в начале стиха, повествующего о чудесном насыщении народа, и указывает на сюжет о поглощении китом прор. Ионы - символе воскресения Христа и Евхаристии).

Манера исполнения инициалов живописная, со вкусом подобрана цветовая гамма (сочетание красного, синего и белого). Усиленная динамика инициалов, показанная с помощью асимметричного плетения, завитков лент, и обильное применение золота свидетельствуют о сложившемся в системе оформления груз. рукописной книги новом стиле.

Изобразительные средства

Христос в доме св. Лазаря. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия. 1300 г. (НЦРГ. Q 902. Л. 202 об.)
Христос в доме св. Лазаря. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия. 1300 г. (НЦРГ. Q 902. Л. 202 об.)

Христос в доме св. Лазаря. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия. 1300 г. (НЦРГ. Q 902. Л. 202 об.)
Изобразительные средства в М. Ч. соответствуют высокому уровню декоративного оформления рукописи. С помощью широкой цветовой палитры, разнообразия живописной моделировки форм, различных линий (тонкая, изящная линия формирует абрис форм, контуры исполнены не сухо и четко, а легко, мягко, обогащены тональными нюансами) художник придает изображению бо́льшую силу воздействия. Манера исполнения приобретает живописность, цветовые элементы не отличаются особой интенсивностью. Поскольку особенностью цветовой трактовки миниатюр является обильное применение холодных тонов, разработка акварельного цветового пятна осуществляется с помощью частых белильных мазков. Колоритная палитра не перенасыщена, в ней нет пестроты, колорит строится на сочетании золотого фона со светлыми цветами, такими как зеленовато-голубой, небесно-голубой, фиолетовый, сиреневый, зеленый, розовый, серый, жемчужно-белый, красный, коричневато-красный тона разных оттенков. Преобладающий зеленовато-голубой цвет в основном используется в одеяниях Христа, апостолов и иудеев, локальный красный без наложения белильных мазков - для расцветки мелких деталей, активную роль играет золотой фон. Доминирующий элемент стилистической системы - свет, к-рый показан мазками белил разной ширины, интенсивности и блеска, его изобилие придает общей тональности миниатюр легкость, создает иллюзию своеобразной сферической среды, включающей часть пространства перед изображениями. Миниатюры М. Ч. отличают не имеющая аналогов в груз. рукописи сила света, лучезарность и разнообразие красок.

Фигуры небольшого размера, имеют приземистые формы, несколько большие головы и тонкие конечности. Они свободно развернуты в пространстве, чаще всего в 3/4-м повороте. Свободные одеяния у пояса не сужаются, а ниспадают складками или завершаются развевающимися концами. Часто ступни наложены одна на другую, т. к. художник их видит в пространстве. Одеяния, хитоны и гиматии часто перекинуты на одно плечо. Экспрессивные движения фигур создаются рисунком одежд, переданных зигзагами или параллельными линиями. Очертания форм мягкие, линии тонкие, ограничивающие окружность тела. Толщина линии, создающей форму, всегда меняется, выявляя пластическое строение тела; графические складки приобретают заметный рельеф.

Миниатюры М. Ч. демонстрируют редкий для средневековья интерес к анатомии тела, представленного с соблюдением пропорций. Лица выполнены в достаточно сложной технике, характеризуются мелкими, нежными чертами. В большинстве случаев художник достигает значительной психологической характеристики лиц.

Ист.: Кондаков Н. П. Опись памятников в некоторых храмах и мон-рях Грузии / Груз. надписи прочтены и истолкованы Д. Бакрадзе. СПб., 1890. С. 76-79; Русские древности в памятниках искусства / Сост.: И. Толстой, Н. Кондаков. СПб., 1891. Т. 4: Христ. древности Крыма, Кавказа и Киева. С. 110-111; Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 172-176; Такаишвили Е. Археологическое путешествие в Мегрелии // Древняя Грузия. Тифлис, 1913/1914. Т. 3. С. 1-241(на груз. яз.); Описание груз. рукописей гос. музея Грузии: Колл. Q. Тб., 1958. Т. 2. С. 312-315 (на груз. яз.).
Лит.: Образцы декоративного убранства груз. рукописей: Альбом / Введ., примеч. к 32 табл.: Р. Шмерлинг. Тб., 1940. С. 60-63. Рис. 7-9. Табл. 23; Амиранашвили Ш. Грузинская миниатюра. М., 1966. С. 25; он же. Вывезенные в разное время музейные сокровища Грузии и их возвращение. Тб., 1968. С. 20 (на груз. яз.); он же. История груз. искусства. Тб., 1971. С. 282-283. Табл. 107, 108 (на груз. яз.) ; Мачавариани Е. Грузинские рукописи. Тб., 1970. Табл. 41-43; она же. Три груз. Четвероглава: Гелатское (Q 908, XII в.), Джручское 2-е (Н 1667, также XII в.), Моквское (Q 902, 1300 г.): Принцип иллюстрирования (XII-XIV вв.) // Сабчота хеловнеба (Советское искусство). Тб., 1985. № 12. С. 85-98 (на груз. яз.); она же. Книжное искусство в древней Грузии. Тб., 2008. С. 83-105 (на груз. яз.); она же. Грузинские рукописи: Вопросы каллиграфии и украшения. Тб., 2012. С. 267-282 (на груз. яз.); Беридзе В. Древнегруз. мастера. Тб., 1967. С. 85-86 (на груз. яз.); Лазарев В. Новый памятник к-польской миниатюры XIII в. // Византийская живопись. М., 1971. С. 256-274; Алибегашвили Г. Этапы развития средневек. груз. миниатюрной живописи: 4-й Междунар. симп. по груз. искусству. Тб., 1983. С. 16; eadem (Alibegashvili G). La miniatura e le icone depinte // I tesori della Georgia. Milano, 1984. P. 109-144 (здесь: 136-137); Такаишвили Е. Монастырь Мартвили. Тб., 1993. С. 58-60 (на груз. яз.); Чичинадзе И. Уникальный Моквский кодекс // Дзеглис мегобари (Друзья памятников искусства). Тб., 1996. Вып. 4. С. 32-39 (на груз. яз.); она же. К вопросу оформления заставок в груз. рукописях // Там же. 1997. Вып. 1(96). С. 40-48 (на груз. яз.); она же. Художественные особенности миниатюр Моквского Четвероевангелия // Шромеби (Труды) / ТГУ. Тб., 1998. Вып. 326. С. 68-90. Рис. 37-49 (на груз. яз.); она же. Мастера Моквского Евангелия // Там же. 1999. Вып. 328. С. 170-184 (на груз. яз.); она же. Цикл чудес исцеления из Моквского Евангелия // Сб. научных трудов каф. истории и теории искусства ТГУ. Тб., 2001. Вып. 2. С. 235-253 (на груз. яз.); она же. Место Моквских миниатюр в развитии искусства эпохи Палеологов // Там же. 2002. Вып. 3. С. 129-153 (на груз. яз.); она же. Художественные принципы оформления Моквского Четвероевангелия. Тб., 2004 (на груз. и англ. языках); Моквское Евангелие: Альбом / Вступ. слово: Н. Кавтария. Тб., 2012 (на груз. и англ. языках); Моквское Евангелие: Альбом / Вступ. слово: В. Кекелия. Тб., 2015 (на груз., англ., абхаз. языках).
И. Чичинадзе
Ключевые слова:
История книги Рукописи, миниатюры Евангелие. Иллюстрации Моквское Четвероевангелие, иллюминированная грузинская рукописная книга, выполненная по заказу Моквского архиепископа Даниила каллиграфом Ефремом
См.также:
BIBLIA PAUPERUM краткое иллюстрированное изложение библейских сюжетов; жанр назидательной лит-ры
ВАСИЛИЯ II МИНОЛОГИЙ древнейший из сохранившихся иллюстрированных греч. агиографических сборников
ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации
ГЕННАДИЕВСКАЯ БИБЛИЯ первый в истории слав. кириллической письменности полный свод библейских книг Ветхого и Нового Заветов
ДРАГАНОВА МИНЕЯ [Зографский трефологий] (кон. XIII в.), праздничная, с месяцесловом и избранными проложными Житиями; памятник болг. языка и лит-ры, муз. культуры, книгописания и книжной иллюминации
ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРОВЕНИЕ последняя книга Нового Завета и всей христианской Библии
МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства
МСТИСЛАВОВО ЕВАНГЕЛИЕ одна из древнейших слав. и рус. лицевых рукописей, написанная на пергамене и украшенная драгоценным окладом, хранится в ГИМ